Макеевка, 15 ноя — корр. ДАН. Макеевский машиностроительный завод сохранил производство и технологическое оборудование, несмотря на затяжной кризис, связанный с начавшимся в 2014 году вооруженным конфликтом в Донбассе. Новый этап развития здесь связывают с интеграцией в промышленное пространство Российской Федерации.
Корреспонденты Донецкого агентства новостей побывали на производстве вместе с делегацией из Чебоксар и узнали подробнее о ситуации на предприятии.
За проходной расстилается обычный для нашего региона промышленный пейзаж: здания цехов, склады, подъездные пути, подъемные козловые краны. Все будто бы застыло в ожидании новых производственных заказов.
Обращают на себя аутентичные здания промышленных площадок — некоторые из них, по словам работников, сохранились еще с тех времен, когда в 1894 году в окрестностях нынешнего города Макеевки предприниматели Буроз и Шмидт построили две шахты по добыче угля и коксовый завод — ныне машиностроительный.
В 70-е годы прошлого века на основе завода создали Макеевский участок подсобно-вспомогательного производства, на котором выпускали железобетонные и металлические конструкции для косохимических и металлургических предприятий. В 90-х на его базе был создан Макеевский завод «Коксоремонт», впоследствии — ОАО «Донбасскоксохимремонт».
«Раньше здесь производили запчасти и металлоконструкции для коксохимических предприятий. В частности, детали для коксотушильных вагонов и коксовых батарей. Теплообменники, холодильники, для шахт изготавливали проводники — направляющие для движения клетей. Рабочие трудились в две смены», — вспоминает начальник конструкторско-технологического отдела Алла Чмутова.

Ее биография достойна отдельного упоминания. Будущий начальник отдела, который неофициально называют «мозгом завода», пришла на производство в 1997 году. Сначала Чмутова работала в котельной лаборантом, в частности — проверяла химический состав воды. Выучилась на машиниста котельных установок. Работала маляром. Потом стала бетонщиком на участке ЖБИ — железобетонных изделий, мастером и начальником участка.
«Мы выпускали строительные растворы, жаростойкий бетон для коксохимического производства, фундаментные и стеновые блоки», — рассказывает Чмутова.
По ее словам, помимо знаний в производстве необходим и живой опыт, связанный непосредственно с промышленными процессами.
«После расформирования участка ЖБИ меня перевели в конструкторский отдел — техником-конструктором. Потом возглавила это подразделение и работаю на должности вот уже 10 лет, — говорит собеседница агентства. — В Конструкторском отделе производятся деталировочные чертежи для изготовления металлоконструкций и разрабатывается технология».
Сейчас на территории завода работают четыре из пяти цехов. Основные — по производству металлоконструкций, механосборочный и металлообработки. На производстве задействованы порядка 50 человек, хотя в лучшие годы здесь трудились около 350.





«Дефицит кадров чувствуется. У нас примерно 10 процентов специалистов ушли на фронт после 24 февраля, — говорит оператор станка термической резки Владимир. — Заказов из-за боевых действий очень мало, соответственно и людей здесь работает немного: всего в ЦМК — цехе металлоконструкций — сейчас всего с десяток человек. Большие надежды мы возлагаем на Россию, ждем оттуда заказы на производство».
Чуть более оптимистично настроен электрогазосварщик Максим. Он как раз занимается одним из двух заказов, поступивших на завод — подготавливает листы металла для производства крышек кристаллизаторов для Алчевского металлургического комбината.
«Работаю тут уже полтора года, конечно, есть свои трудности. До этого я проработал 12 лет на ручной электродуговой сварке. А здесь изучаю новую для себя сварку на полуавтоматических аппаратах. Пока что получается — уже варил под давлением, что называется, „набиваю руку“. В общем, есть куда расти в профессиональном плане», — говорит Максим.
На макеевском предприятии практически все связывают перспективы возрождения завода с Российской Федерацией, и сейчас надежды оправдываются. На завод прибыла делегация во главе с министром промышленности и энергетики Чувашской республики Александром Кондратьевым.






«Мы готовы помочь своими компетенциями для развития промышленности ДНР, сформулировать программу восстановления предприятия и подсказать, как его интегрировать в рынок РФ. Если говорить в более широком масштабе, то все предприятия ДНР смогут участвовать в восстановлении Республики и при этом локализовать у себя выпуск необходимой для этого продукции», — отметил Кондратьев.

Визит на машиностроительный завод гостей из Чебоксар, отстоящих от Макеевки более чем на 1500 километров, не случаен. Ведь именно в этом городе находится Чебоксарский электроаппаратный завод — АО «ЧЭАЗ», одно из старейших и крупнейших предприятий электротехнического профиля в России. Специалисты этого завода уже имеют позитивный опыт сотрудничества с Торезским и Донецким электротехническими заводами.
«У себя на заводе мы уже обучали специалистов из ДНР. Они очень активно включились в производственный процесс, вместе изучали конструкторскую документацию, работали непосредственно в цехах. В целом, они показали себя с хорошей стороны. Естественно, учиться еще предстоит многому, и в этом отношении мы открыты для диалога», — заявил в ходе пресс-конференции гендиректор АО «ЧЭАЗ» Алексей Ильбеков.
Он добавил, что предприятие может обучать специалистов из Республики на местном производстве или направить своих специалистов в ДНР.
С вхождением ДНР в состав Российской Федерации на правах субъекта расширилась не только география региональных связей внутри огромной страны, но и возможности для развития и модернизации в том числе и промышленности. В этом Донбасс, в силу своей индустриальной направленности, всегда был силен. Объединившись с другими регионами РФ, он быстро восстановится и обретет былую мощь.